Эндаумент

Эндаумент — это фонд целевого капитала, который дает стабильный и независимый источник финансирования стратегически важных потребностей музея. Он формируется за счет пожертвований. Эндаумент структурирован таким образом, чтобы весь капитал оставался нетронутым, не расходовался сразу на текущие задачи, а инвестировался. Ежегодный доход, полученный с помощью инвестиций, выделяется на стратегически важные цели развития Галереи.
В странах, где эндаументы существуют давно, ими широко пользуются музеи, театры, образовательные учреждения и другие институции. Самый известный пример — Фонд Нобеля.
Поддержка эндаумента Галереи - это возможность для меценатов продолжить великое дело П.М. Третьякова и остаться в истории страны и Третьяковской галереи на века.
Третьяковская галерея приглашает жертвователей, разделяющих миссию и цели музея, готовых оказывать поддержку и продвигать ценности Галереи среди российских и зарубежных партнеров.

Отправить заявку
Две стратегические цели – два целевых капитала
1
Пополнение коллекции Третьяковской галереи

В распоряжении Галереи находится самая значительная и многогранная коллекция русского искусства в мире: сегодня она включает более 196 000 единиц хранения, относящихся ко всем видам изобразительного искусства.
При создании Галереи в 1856 году собрание формировалось исходя из принципов коллекционирования и (в меньшей степени) вкусов основателей, братьев Павла и Сергея Третьяковых. В «Положении о Третьяковской галерее» 1904 года утверждается, что Галерея должна быть собранием, которое «всесторонне отражает этапы развития русского искусства».
Первоочередная задача — восполнение лакун в коллекции XX века. На протяжении XX века коллекция формировалась несистемно: здесь и картины, завещанные музею Михаилом Морозовым, и произведения, конфискованные и национализированные после революции 1917 года, и фонды малых музеев — домов и мастерских художников, и коллекции Георгия Костаки и Леонида Талочкина.
При расширении коллекции перед Третьяковской галереей стоят дополнительные задачи:
• отражать историческое и современное значение русского изобразительного искусства и пропагандировать его среди широкой аудитории как внутри страны, так и за ее пределами. Например, это касается собрания икон XVII–XX веков, которые ранее считались не имеющими художественной ценности, и произведений неофициального искусства второй половины XX века, которое не признавалось и не собиралось Галереей в период его создания;
• укреплять репутацию Галереи на международной арене: она должна восприниматься как живой, истинно национальный музей с динамичной коллекцией, как главный центр информации о русском искусстве. Когда Третьяковская галерея делает значительное приобретение, это должно вызывать международный резонанс;
• активно способствовать развитию современного русского изобразительного искусства, поддерживая российских художников, пропагандируя их творчество; представлять, документировать, исследовать и обсуждать современное российское искусство. Оказывать поддержку современным художникам — значит соответствовать основополагающим принципам, заложенным Павлом Третьяковым, который активно поддерживал современное ему изобразительное искусство России, покупая работы у самих художников. При этом такие приобретения должны быть максимально продуманными: необходимо сосредоточить внимание на тех современных мастерах, которые уже успели доказать высокое качество и значение своего творчества.

А. Монастырский, «Ветка»
2
Реконструкция и поддержка малых музеев Третьяковской галереи

Вторая важнейшая цель распределения средств эндаумента — реконструкция и поддержание в достойном состоянии малых музеев Третьяковской галереи.

Эти музеи — дома, квартиры, мастерские художников — требуют реконструкции и ремонта. Из 7 малых музеев Галереи в настоящий момент 5 находятся на реконструкции из-за невозможности дальнейшей эксплуатации. Государственное финансирование не выделяется, проектирование и работы ведутся за счет внебюджетных средств. Задержка реставрационных работ грозит тем, тем, что эти пространства придут в полную негодность, и потребуется значительное увеличение бюджета на исправление ситуации. Миссия Третьяковской галереи — сохранить мемориальные пространства и создать в них современные музеи и центры знаний по соответствующим направлениям.

Музей П.М. и С.М. Третьяковых
Музей Анны Голубкиной
Усадьба Рябушинских (Музей московских коллекционеров)
Музей Павла Корина
Музей Аполлинария Васнецова
Музей Виктора Васнецова
Мастерская Ильи Кабакова
Следуя традициям, заложенным П.М. Третьяковым, меценаты и спонсоры очень помогают Третьяковской Галерее.
Я рад, что у одного из ведущих российских музеев – Третьяковкой галереи – теперь есть свой эндаумент. Это важнейшее стратегическое решение музея, и я рад возможности поддержать его на старте. Верю в долгосрочную перспективу этого инструмента, который успешно работает в России на протяжении 10 лет.